Для чего нужны транспортные коридоры

Основные типы транспортных коридоров

Принципиальная идея любого транспортного коридора (далее — ТК) — концентрация транспортных, грузовых и пассажирских потоков на магистралях, имеющих максимальную пропускную способность и высокий уровень обустройства. Благодаря этому обеспечивается ускорение грузовых и пассажирских перевозок, а также их удешевление за счет возникновения эффекта масштаба. Дополнительный эффект возникает, когда в полосе транспортного коридора проходят коммуникации нескольких взаимодействующих видов транспорта.

Принцип создания транспортного коридора сам по себе известен достаточно давно. В нашей стране еще планом ГОЭЛРО1 предусматривалось создание так называемых полимагистралей как основного средства межрегионального товарообмена. Однако современные системы транспортных коридоров стати активно создаваться на всех континентах начиная с 1970-х гг. как инструмент обеспечения торговли и развития в эпоху глобализации экономики.

В зависимости от целей создания ТК, уровня взаимодействия заинтересованных в его создании сторон и характера регулирования транспортной, торговой и экономической деятельности транспортный коридор может быть транзитным (transit corridor), торговым (trade corridor) или развивающим (development corridor).

Основная цель создания транзитного коридора — обеспечение условий для беспрепятственного и экономически эффективного движения транспортных средств на определенном направлении. При этом решаются, главным образом, транспортно-технологические задачи, связанные с сооружением и модернизацией путей сообщения, терминалов, информационных систем и т.н.

Существует классификация транзитных коридоров, согласно которой они подразделяются на три типа: лэндбридж (landbridge) — сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с портом на противоположном побережье континента, откуда морская перевозка продолжается; минибридж (minibridge) — сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с пунктом назначения па противоположном побережье континента; микробридж (microbridge) — сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с пунктом назначения в глубине континента.

Создание торгового коридора, в дополнение к этому, предусматривает введение благоприятных таможенных, налоговых, административных режимов и предоставление комплекса дополнительных логистических услуг для развития торговли между регионами или странами, которые соединяет данный ТК.

Развивающие коридоры призваны играть системообразующую роль в экономическом и социальном развитии территорий, по которым они проходят. Их создание увязывается с проектами развития отраслей экономики и социальной сферы соответствующих регионов.

Исторически природные транспортные коммуникации — судоходные реки или морские побережья с многочисленными удобными гаванями — играли роль «естественных» развивающих коридоров, вдоль которых размещались поселения и индустриальные объекты. Примером речного коридора является долина Нила, которая стала естественным транспортным коридором, обеспечившим развитие египетской цивилизации.

Искусственный транспортный коридор, который внес решающую роль в экономическое развитие прилегающих территорий, — Транссибирская железнодорожная магистраль.

Наиболее важную роль в транспортном обеспечении логистики и цепей поставок играют транспортные торговые коридоры.

Согласно определению Всемирного банка, транспортный торговый коридор — это совокупность транспортной и логистической инфраструктуры, а также услуг, которая координируется национальным или международным региональным органом для содействия торговым и транспортным потокам между центрами экономической деятельности и порталами международной торговли1.

Существуют и другие определения понятия «транспортный коридор», что объясняется многообразием типов транспортных коридоров и различием подходов к созданию ТК и их развитию.

Транспортные коридоры могут быть международными или национальными.

Международные транспортные коридоры (МТК) соединяют между собой два или более граничащих между собой государства и могут проходить через несколько транзитных государств, в частности, для обеспечения морской торговли для стран, не имеющих выхода к морю (landlocked countries).

Создание и развитие МТК является предметом международных соглашений, заключаемых в различных регионах мира. Подобные соглашения предполагают привлечение к созданию ТК значительных ресурсов, а также гармонизацию законодательства и административных процедур, применяемых при выполнении перевозок по ТК.

Наиболее интенсивное развитие транспортные коридоры получили в Европе, где параллельно развиваются система транспортных коридоров Евросоюза (сеть TEN-T, Transeuropean Network -Transport) и Панъевропейская система ТК, охватывающая, в основном, регион Центральной и Восточной Европы (см. под-параграф 5.3.1).

Сеть транспортных коридоров формируется и на азиатском континенте, при этом одной из главных является задача создания ТК для выхода на европейские транспортные коммуникации. Наиболее известным евроазиатским МТК является проект TRACECA1.

В Северной Америке транспортные коридоры создаются и развиваются в рамках соглашения NAFTA для обеспечения торговли между Канадой, США и Мексикой.

Помимо континентальных систем МТК, существует также большое количество региональных проектов и инициатив, которые поддерживаются и реализуются отдельными странами или группами стран.

Национальные транспортные коридоры создаются в пределах одного государства. Обычно национальные коридоры соединяют между собой крупные города или городские агломерации (например, коридор Бостон — Вашингтон в США или коридор Токайдо в Японии). Создаются и национальные ТК относительно небольшой длины, которые соединяют морские порты с прилегающими к ним логистическими центрами или «сухими портами». Многие национальные транспортные коридоры являются составными частями или ответвлениями МТК.

Использование концепции транспортных коридоров при создании и развитии транспортных систем позволяет:

— обеспечивать увязку приоритетов и проектов развития транспортной и экономической инфраструктуры, видов транспорта, территорий;

— снижать издержки, связанные прямо или косвенно с транспортировкой, за счет концентрации транспортных и грузовых потоков, сокращения необходимого землеотвода и т.д.;

— развивать интермодальные перевозки, обеспечивая взаимодействие видов транспорта в узловых пунктах транспортных коридоров;

— локализовать экологические эффекты за счет размещения в одной общей полосе коммуникаций разных видов транспорта;

обеспечить четкую систему приоритетов для отбора инфраструктурных проектов.

Доставка в Норильск возможна с транспортной компанией Транс Экспресс Карго. Норильск-город Красноярского края, административный окружной центр, самый северный город с населением порядка 150 тысяч человек. Норильск был основан в 1935 году, город находится примерно в 90 километрах от реки Енисей, рядом расположены Норильские горы, а своё название город получил судя по всему от названия протекающей вблизи реки Норильская (Норилка). Окрестности Норильска богаты залежами месторождений полезных ископаемых, цветных металлов, что способствовало развитию градообразующих металлургических производств. В Норильске крайне суровые погодные условия, тяжёлый субарктический климат, в связи с чем зима холодная затяжная со средней температурой порядка -30 С и сильными ветрами. Климатическое лето очень короткое и прохладное. Не зря Норильск считают одним из самых климатически суровых городов в мире. Город уникален в плане строительства на поверхности вечномёрзлых грунтов. По причине вечной мерзлоты отсутствуют автодороги соединяющие Норильск с материком. Доставка груза в Норильск осуществляется по воздуху самолётом или по воде через порт Дудинка в период навигации.

Элементы транспортных коридоров

ТК включают транспортные коммуникации, которые могут быть проложены по различным трассам, но имеют общие узловые пункты, что обеспечивает удобный выбор вида транспорта, его изменение в процессе транспортировки или перевалку между различными сервисами одного вида транспорта.

Узловыми пунктами транспортных коридоров являются порталы и хабы, в которых концентрируются основные транспортные потоки.

Некоторые ТК имеют единственный маршрут и обслуживаются одним видом транспорта. Однако большинство коридоров включает коммуникации различных видов транспорта и альтернативные маршруты, а также региональные ответвления. Поэтому транспортный коридор не является «линией» — обычно говорят о полосе того или иного коридора, в которой расположены транспортные коммуникации, порталы и хабы.

В большинстве случаев ТК создаются на базе коммуникаций железнодорожного и автомобильного транспорта, которые взаимодействуют через интермодальные терминалы. В отдельных случаях в состав ТК включаются внутренние водные пути или линии прибрежного судоходства. Океанские и воздушные маршруты в состав ТК не входят, однако морские порты и аэропорты являются важнейшими элементами порталов основных транспортных коридоров.

Транспортные коридоры редко создаются «с нуля». Большинство ТК формируется на основе существующих коммуникаций, которые модернизируются на основе единых стандартов (допустимые нагрузки, габариты, пропускная способность и т.д.), что обеспечивает беспрепятственное сквозное движение транспортных средств. Параметры и мощность терминалов в узловых пунктах ТК выбираются таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственную перевалку и промежуточное хранение грузовых единиц, возможность выполнения логистических операций с перевозимыми товарами, обслуживания транспортных средств и т.д.

Отбор проектов развития коммуникаций и терминалов в полосе транспортных коридоров, привлечение ресурсов для их реализации, гармонизация имеющих отношение к ТК режимов регулирования и решение других задач развития ТК требуют непрерывного мониторинга функционирования коридоров, анализа и прогнозирования транспортных и грузовых потоков, координации действий заинтересованных сторон. Поэтому транспортные коридоры могут быть самостоятельными объектами управления. Характер создаваемых для этой цели органов и механизмов управления зависит от типа транспортного коридора и целей его создания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы


document.write("<\/a>")